|
ГОСТЬ
Стонало, охало ненастье;
Незваный гость явился в дом.
Он думал, я почту за счастье
Смотреть, как он чинит погром -
Но я осклабилась под маской,
Нелепой, как и мы вдвоем:
Ведь я была царицей Савской,
А ты не был моим царем…
26 февраля 1996
ЦАРИЦА САВСКАЯ, X век до н. э. — легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.
Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис, а в эфиопских легендах — Македа. В массовой англоязычной культуре название её страны, Шеба, иногда ошибочно принимается за личное имя.
Хотя историческое существование царицы не доказано, её образ оказал значительное влияние на фольклор и литературу многих народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.
Согласно Ветхому Завету (Тетья книга Царств 10:2—10), царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, "пришла испытать его загадками". Убедившись воочию в процветании царства Соломонова, она щедро одарила царя и приняла его веру.
В ответ Соломон также одарил царицу, дав "всё, чего она желала и чего просила". После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание.
Среди еврейских комментаторов существует мнение, что библейский рассказ следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, в результате чего сотни лет спустя был рождён Навуходоносор, разрушивший Храм, построенный Соломоном. (В арабских легендах она уже его непосредственная мать).
В Новом Завете царица Савская именуется "царицей южной" и противопоставляется тем, кто не желает внимать мудрости Иисуса:
"Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона"
(Лк. 11:31)
Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов Иисусу Христу.
В еврейских преданиях послебиблейской эпохи и тесно связанной с ними мусульманской литературе можно проследить постепенную демонизацию образа царицы Савской, испытывающей царя Соломона. Комментаторы Корана приводят версию, что всё тело Балкис было покрыто шерстью, а ноги имели ослиные копыта.
Одна из легенд о царице Савской содержится в эфиопской книге «Кебра Негаст» («Книга о Славе Царей»), самая ранняя рукопись которой датируется XII веком. В этой книге содержатся легенды о происхождении династии эфиопских правителей от царя Соломона и царицы Савской.
Еще много интересного можно узнать, кликнув по ссылке на ВИКИПЕДИЮ.
Однако в творчестве автора образ царицы Савской выкристаллизовался из прочитанной в детстве сказки Редьярда Киплинга "МОТЫЛЕК, КОТОРЫЙ ТОПНУЛ НОГОЙ".
|